Приложение 3 Система оценивания по истории, обществознанию, географии

Приложение 3
к Положению о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся,
утвержденному приказом № 590/1 от 24.06.2021 г.

Система оценивания по истории, обществознанию, географии
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко,
связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет
дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала,- определения понятий, неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при
небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает
ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и
обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в
этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну
- две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Варианты критериев оценивания различных видов работ
учащихся.

1.
2.
3.
4.

1.Обществоведческий, исторический диктант.
Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или
нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить
по
пятибалльной
системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты - займет 10 минут. Если диктант в начале урока - то можно
тут же устно дать правильные определения, если в конце урока -проверить потом и закрепить на
следующем уроке.
2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается
устное задание по новому материалу.
«5» - выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
«3 » - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение»
(открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно
задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного
ответа - около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните
пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 - 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен»
(обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например,
обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5
вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов. Критерии
оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной
части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
2

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии
оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с
уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в
начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и
контролируют свою работу.
4.Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли
пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа,
состоящего из трёх - шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы
учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов,
проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном
и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь
характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки,
отметить роль в жизни общества. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик,
дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в
связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и
поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий
уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой . Обучающиеся должны
понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.
5. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов
(словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями.
Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии
оценивания ОСК. Критерии оценивания ОСК по составлению:
Полнота использования учебного материала.
Объём ОСК (для 8-9 классов - 1 тетрадная страница на один разделЛогика изложения (наличие
схем, количество смысловых связей между понятиями).
Наглядность (наличие символов, .; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы.
Самостоятельность при составлении.
6. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной
сложности.
«5» - выполнил все задания правильно;
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
«3 » - часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;
7. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
умение распределить работу в команде;
умение выслушать друг друга;
согласованность действий;
правильность и полнота выступлений.
активность
умение спорить и отстаивать свою точку зрения
8. Отчет
после
экскурсии,
реферат
по
заданной
теме
предусматривает
самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать
главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
полноту раскрытия темы;
наличие рисунков и схем (при необходимости);
аккуратность исполнения.
Адаптированноть выступления (не просто чтение)
3

9.
Самостоятельная
работа
проект
(доклад)
по
заданной
теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить
работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не
будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.
10. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.
Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить
работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не
будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».