МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от «30» августа 2019 г. Утверждено приказом директора МОУ «Заклинская средняя школа» № 326/1 от «04» сентября 2019 г. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальном общеобразовательном учреждении «Заклинская средняя общеобразовательная школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МОУ «Заклинская средняя школа» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", постановлением главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам школы (далее образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей, учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 1.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной МОУ «Заклинская средняя школа» 2. Формирование и утверждение образовательных программ 2.1. В МОУ «Заклинская средняя школа» реализуются образовательные программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно - спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально - педагогической. 2.2. Требования к структуре образовательных программ. 2.2.1. Структура общеразвивающих программ должна включать: а) титульный лист: наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы. Титульный лист оформляется по форме приложения 1 к Положению. б) пояснительную записку: общая характеристика программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию учащихся, объем и срок освоения программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации программы, планируемые результаты; в) содержание программы: Программа курса должна содержать личностные и метапредметные результаты освоения курса. Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. - учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 к Положению. План может быть составлен на весь период освоения программы или на учебный год, если срок реализации программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности воспитанников, формы аттестации (контроля); - календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в приложении 3 к Положению. График должен содержать: тему занятия, форму проведения занятия, количество часов, форму контроля, месяц, даты проведения занятий. Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, - индивидуальные учебные планы; г) организационно-педагогические условия: - материально-технические: помещение, учебное оборудование; - учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы; е) оценку качества освоения программы: формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты. 2.3. Разработка образовательных программ. 2.3.1. Образовательные программы формируют педагоги дополнительного образования, педагоги Лицея, реализующие образовательные программы. 2.3.2. Программы разрабатываются с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании программы учитываются особенности их психофизического развития. 2.3.3. Для утверждения программ ответственные работники готовят проект программы, составленной с учетом требований, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела. 2.4. Согласование образовательных программ. 2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и согласование заместителю директора по учебной или воспитательной работе. Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медикопедагогической комиссии. 2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной программы предоставляется на рассмотрение педагогическому совету МОУ «Заклинская средняя школа». 2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ. 2.5.1. Образовательную программу утверждает директор МОУ «Заклинская средняя школа». 2.5.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте МОУ «Заклинская средняя школа». 2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в МОУ «Заклинская средняя школа», копии - у педагогов. 2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы. 3. Прием на обучение и отчисление учащихся 3.1. Прием учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется на основании Положения о приеме на обучение по дополнительным общеобразовательным программам МОУ «Заклинская средняя школа». 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной образовательной программой. 4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Учащиеся МОУ «Заклинская средняя школа» осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по основной общеобразовательной программе. 4.3. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) и электронного обучения (далее – ЭО), если это позволяет реализуемая программа, и материально-техническая возможность Лицея на момент обучения. 4.4. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом. 4.5. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.6. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности программы. Каждый учащийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.7. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей учащихся. 4.8. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с учащимися их родители (законные представители). 4.9. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.10. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности учащихся и их родителей (законных представителей). 4.11. Образовательная деятельность учащихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 40 минут. Количество занятий в неделю определяется педагогом. 5. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 5.1. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по программам организуется с учетом особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации программ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. 5.2. Сроки обучения по программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. 5.3. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов может осуществляться при соблюдении следующих условий: а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); ); - размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); - присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; - выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); - доступ учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого воспитанника; б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); - предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации; в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Лицея, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов). 5.4. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек. 5.5. Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы. 5.6. С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа. 5.7. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. 5.8. Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. 5.9. При реализации программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. 6. Итоговая аттестация 6.1. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией учащихся. Возможные формы итоговой аттестации: тестирование, контрольная работа, письменная работа, устный опрос, защита реферата, зачет, выполнение проекта или творческой работы, выставка и др. 6.2. Результаты итоговой аттестации в любой из форм определяются оценками "аттестован", "не аттестован". 6.3. Учащимся, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться документы об обучении (сертификаты, свидетельства, справки и т. п.), форма которых устанавливается МОУ «Заклинская средняя школа». 7. Мониторинг образовательной деятельности 7.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных программ лицея. 7.2. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат размещению на официальном сайте лицея. 7.3. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления образовательной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ, а также качества освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися проводится директором лицея. Приложение №1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заклинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от « __ » ______20 г. Утверждено приказом директора МОУ «Заклинская средняя школа» № ____ от «___» _______ 2020 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ___________________________________________________________ (наименование программы) Возраст учащихся: Срок реализации: Автор составитель: 20______г. Приложение №2 к Положению Оформление учебного плана № Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контрол я Приложение №3 к Положению Оформление календарного учебного графика № Тема занятия Форма занятия Количество часов Токмакова Лариса Александровна Форма контроля Планируемы е даты проведения занятий Подписан: Токмакова Лариса Александровна DN: ИНН=471003716953, СНИЛС=01492465245, E=zaklsh1987@yandex.ru, C=RU, S=Ленинградская область, L=Заклинье, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЗАКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", G=Лариса Александровна, SN=Токмакова, CN=Токмакова Лариса Александровна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: Дата: 2022-04-05 10:52:26 Foxit Reader Версия: 9.4.1 Фактически е даты проведения занятий