Описание адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Описание адаптированной основной образовательной
программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, лёгкая
степень) расстройствами (далее АООП НОО УО) ― это образовательная программа,
адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО УО самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для
обучающихся с умственной отсталостью (лёгкая степень) и с учетом примерной
адаптированной основной образовательной программы.
АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (лёгкая
степень) определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации.
Цель реализации АООП НОО УО вариант 1 – создание условий для овладения ими
учебной деятельностью, и формирования у них общей культуры, разностороннее
развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
Основные задачи:











формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (лёгкая степень) - (умение принимать, сохранять цели и следовать им
в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность,
контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать
результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных
форм получения образования обучающимися с с умственной отсталостью (лёгкая
степень) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;



формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с с
умственной отсталостью (лёгкая степень) .

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью, обучаясь по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения,
несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих
ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с с умственной
отсталостью (лёгкая степень) и испытываемыми ими трудностями социального
взаимодействия, данный вариант АООП НОО УО предполагает постепенное включение
детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в
двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП НОО УО создается на основе Стандарта и при необходимости
индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы.
Вариант 1. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна
обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения
и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с с умственной
отсталостью (лёгкая степень) в среде других обучающихся является готовность к
эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Определение варианта АООП для обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая
степень) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам
его
комплексного
обследования,
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации.

[1]Ст. 79, ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
[2]Ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ).

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) , вариант 1 ― это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями
развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО
разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными особенностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и с учетом примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) .
Обучающийся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) получает образование,
которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения
школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не
имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения: шесть лет.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с с умственной
отсталостью (лёгкая степень) и испытываемыми ими трудностями социального
взаимодействия, АООП НОО УО предполагает постепенное включение детей в
образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух
первых дополнительных классах и увеличении общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет. АООП определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
На основе АООП НОО УО для каждого обучающегося разрабатывается специальная
индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные
образовательные потребности обучающегося.
АООП НОО предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную
социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и
социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу
по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых
образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в
разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом
медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального
пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств
альтернативной коммуникации.

Цель АООП НОО заключается в развитии личности обучающегося, формировании
общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным
ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне начального общего образования и предполагает решение следующих задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
-

формирование основ учебной деятельности;

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося
как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО
и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».