Описание адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, лёгкая степень) расстройствами (далее АООП НОО УО) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО УО самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкая степень) и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы. АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (лёгкая степень) определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Цель реализации АООП НОО УО вариант 1 – создание условий для овладения ими учебной деятельностью, и формирования у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Основные задачи: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (лёгкая степень) - (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с с умственной отсталостью (лёгкая степень) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) . Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП НОО УО предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АООП НОО УО создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы. Вариант 1. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с с умственной отсталостью (лёгкая степень) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Определение варианта АООП для обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. [1]Ст. 79, ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). [2]Ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) , вариант 1 ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными особенностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) . Обучающийся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения: шесть лет. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с с умственной отсталостью (лёгкая степень) и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, АООП НОО УО предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличении общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. АООП определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. На основе АООП НОО УО для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося. АООП НОО предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации. Цель АООП НОО заключается в развитии личности обучающегося, формировании общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования и предполагает решение следующих задач: - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - формирование основ учебной деятельности; - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.