!!литерат чтение 1класс

Приложение №____к адаптированной общеобразовательной программе
начальногообщегообразованиямуниципального
общеобразовательногоучреждения
«Заклинская средняя общеобразовательная школа»,
принятоназаседаниипедагогическогосовета
протокол от 28.08.2020 №1,
утверждено приказом от 28.08.2020 №201

Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению
для обучающихся по АООП НОО
(ОВЗ вариант 7.2)
1класс УМК«ШколаРоссии»
(пролонгированное обучение)

Составители: Катышева Л А
Ишханян С Х
2021 – 2022 учебный год.
д. ЗаклиньеЛужского район
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся по АООП НОО (ОВЗ вариант 7.2) составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В Г Горецкого, В А
Кирюшкина, Л А Виноградской, М В Бойкиной – «Азбука. Часть 1 и часть 2» и Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М В Голованова,
Л.А.Виноградской , М В Бойкиной-«Литературное чтение».
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся по АООП НОО (ОВЗ вариант 7.2) реализуется в 1-4 классах. Время, отводимое
на часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на
изучение литературного чтения, с целью формирования функциональной грамотности и коммуникативной компетентности

Количествочасоввне
делю/год

Классы
Обязательная часть учебного плана,

1

1-доп. класс

итого

2,48/82

2,48/82

4,96/ 164

1/33

1/33

2/66

3,48/115

3,48/115

6,96/230

Часть учебного плана,формируемого участниками
образовательного процесса,

Всего:

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Планируемые результаты изучения курса
2

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) формирование чувства гордости за свою Родину,
её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных
произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса,
эстетических потребностей, ценностей и чувств на
основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к
школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях,

1) овладение способностью принимать и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности,
поиска
средств
её
осуществления;
2) освоение способами решения проблем
творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических
средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска
учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными
задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения
текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного
построения
речевого
высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в

1) понимание литературы как явления национальной
и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного
развития; формирование представлений о Родине и её
людях, окружающем мире, культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле,
дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее
(смысловое), выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую
литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую
аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа
различных
текстов:
устанавливать
причинноследственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать
их, составлять простой план, находить средства
3

умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки
героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.

устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления
причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести
диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) умение договариваться о распределении
ролей
в
совместной
деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения,
осмысливать
собственное
поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.

выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов,
находить
характерные
особенности
научнопознавательных,
учебных
и
художественных
произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование
— создание текста по аналогии, рассуждение —
письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей,
умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин
художников, по иллюстрациям, на основе личного
опыта.

4

Тематический план Наименование разделов и тем
1 -й класс.
Добукварный период – 33 ч
Букварный период -82ч
1 класс дополнительный
Букварный период - 30 ч
Послебукварный период – 22ч
Вводный урок
1 час
"Жили-были буквы"
12
"Сказки загадки небылицы"
12
"Апрель. апрель! Звенит капель..
9
Проект « Составляем сборник загадок»
«И в шутку и всерьез»
11
"Я и мои друзья"
9
"О братьях наших меньших"
9
Проект «Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса»

Содержание курса обучающихся, находящихся на пролонгированном обучении, соответствует основной общеобразовательной программе,
в соответствии с расширенным режимом обучения (33 учебные недели, 115 часов в год) предполагает освоение базового минимума
содержания программы по предмету.

Тематическое планирование

Количество часов
Содержа
ние
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
1
2
3
4
курса
кл. кл. кл. кл.
Вводные уроки
1
1
1
1
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Понимать условные
обозначения, использовать их
Система
условных
обозначений.
Содержание
при выполнении заданий.
учебника. Словарь.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Ориентироваться в учебнике по литературному
5

чтению.
Знать и применять систему условных обозначений
при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в
содержании учебника.
Пользоваться словарем в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям
и оформлению учебника.
Знать фамилии, имена, отчества писателей
прочитанных произведений.
Жили-были буквы
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме.
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.
Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев
(буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки
препинания.
Творческая
работа:
волшебные
превращения. Проектная деятельность. «Создаём
город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная
сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Главная мысль. Характер героя произведения.
Творческий пересказ: дополнение содержания текста.
Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И.
Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма.
Звукопись как приём характеристики героя. Главная
мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс
чтецов.

7

Сказки, загадки, небылицы
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки
авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок».

7

-

-

Выбирать книгу
по
заданному
параметру.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка слова для
характеристики различных героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его характер,
привлекая текст произведения и свой читательский и
жизненный опыт.
Передавать характер героя с помощью жестов,
мимики, изображать героев.
Определять главную мысль; соотносить главную
мысль с содержанием произведения.
Составлять план пересказа прочитанного: что
произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.
Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Находить слова, которые помогают представить
самого героя или его речь.
Использовать приём звукописи при изображении
различных героев.
Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи
на публику; оценивать себя в роли чтеца.

-

-

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой
раздела; рассказывать о ней в соответствии с
коллективно
составленным
6

«Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С.
Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Герои сказки. Рассказывание сказки на основе
картинного плана. Инсценирование. Главная мысль
сказки. Сравнение народной и литературной сказок.
Выразительные средства языка. Выразительное
чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок.
Сочинение загадок. Песенки. Русские народные
песенки. Английские народные песенки. Герои
песенок.
Сравнение
песенок.
Настроение.
Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои
потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение
небылиц. Оценка планируемых достижений.
Апрель, апрель. Звенит капель!

планом, обсуждатьпрочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Рассказывать сказку на основе картинного плана.
Называть героев сказки и причины совершаемых ими
поступков, давать их нравственную
Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных)
слов
загадки,
сочинять
загадки,
небылицы;объединять их по темам.
5

-

-

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой
раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Находить в стихотворении слова, которые помогают
передать настроение автора, картины природы, им
созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения.
Находить в загадках слова, с помощью которых
сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных)
слов загадки.
Сочинять загадки на основе подсказки, данной в
учебнике.
Учиться работать
в
паре, обсуждать прочитанное,договариваться друг с другом.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме.
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,
Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие
воображения,
средства
художественной
выразительности: сравнение. Литературная загадка.
Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение
наизусть стихотворений.
Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение
стихов разных поэтов на одну тему, выбор
понравившихся, их выразительное чтение.
И в шутку и всерьез
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания произведений раздела. Выставка книг по
теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой,
Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева,

6

-

-

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой
раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Отличать юмористическое
произведение; нахо7

Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому.
Звукопись
как
средство
выразительности.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н.
Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная
дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой
юмористического рассказа. Чтение по ролям.
Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение
произведений на одну тему: сходство и различия.
Оценка достижений.
Я и мои друзья
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы
о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок
— «входная дверь» в текст. План рассказа.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С.
Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я.
Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная
мысль.
Нравственно-этические
представления.
Соотнесение
содержания
произведения
с
пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект:
«Наш класс — дружная семья». Создание летописи
класса. Оценка достижений.
О братьях наших меньших
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Планирование работы учащихся
и учителя по освоению содержания раздела. Выставка
книг по теме. Стихотворения о животных С.
Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное
чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки
—
несказки
Д.
Хармса,
Н.
Сладкова.
Художественный и научно-популярный тексты.
Сравнение художественного и научно-популярного
текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ
на основе иллюстрации. Оценка достижений

дитьхарактерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.

5

-

-

Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на
слух
художественное
произведение.
Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая
дружба», кого можно назвать другом, приятелем.
Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.
Определять тему произведения и главную мысль.
Соотносить содержание произведения с пословицами.
Составлять план рассказа.

5

-

-

Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Определять основные особенности художественного
текста и основные особенности научно-популярного
текста (с помощью учителя).
Называть особенности сказок — несказок; придумыватьсвои
собственные
сказки
—
несказки; находить сказки — несказки, в книгах.
Характеризовать героя художественного текста на
основе поступков.
Рассказывать содержание текста с опорой на
8

иллюстрации.
Рассказывать истории из жизни братьев наших
меньших, выражать своё мнение при обсуждении
проблемных ситуаций.
Самое великое чудо на свете

Старинные и современные книги. Р. Сеф.
«Читателю». «Стихи о школе, о школьных друзьях».
Пересказ
содержания
научно-познавательных
текстов.
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка
сообщения
на
основе
статьи
учебника.
Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки,
текст - объекты для полyчения необходимой
информации.
Подготовка
сообщения
о
первопечатнике Иване Фёдорове.

4

4

3

Находить нужную и интересную книгу по
тематическому каталогу в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге по планy,
разработанному коллективно.
Составлять список прочитанных книг.
Составлять рекомендательный список по темам
(например, о книге).
Участвовать в коллективном проекте «О чём может
рассказать школьная библиотека».
Находить нужную информацию о библиотеке в
различных источниках информации.
Готовить выступление на заданную тему.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Размышлять над прочитанным.
Находить информацию о старинных книгах из
учебника.
Подготовить сообщение о старинных книгах для
одноклассников и учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказывания великиx
людей о книге и о чтении.
Сравнивать высказывания великих людейо книге и
чтении: находить общее и отличия.
Обобщать полученную информацию по истории
создании книг.
Читать возможные аннотации на книги
Составлять аннотацию на книгу (с помощью
учителя).
Договариваться друг с другом; принимать позицию
собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
9

Устное народное творчество
Произведения
устного
народного
творчества.
Выразительное чтение, использование интонаций,
соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге
при обсуждении прослушанного произведения.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру
произведений. Восприятие на слух и понимание
художественных произведений разных жанров.
Различение малых фольклорных форм. Различение
жанров произведений: малые фольклорные жанры,
народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в
понимании произведения. Герои произведения.
Умение работать с книгой: различать тип книги,
пользоваться выходными данными (автор, заглавие,
подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для
самостоятельного
выбора
и
чтения
книг.
Иллюстрации в книге и их роль в понимании
произведения.
Русские народные песни. Обращение к силам
природы. Лирические народные песни. Шуточные
народные песни. Докучные сказки. Сочинение
докучных
сказок.
Произведения
прикладного
искусства: гжельская и хохломская посуда,
дымковская и богородская игрушка. Русские
народные сказки «Сесцrица Аленушка и братец
Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «СивкаБурка». Особенности волшебной сказки. Деление
текста на части. Составление плана сказки.
Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке
В.
Васнецова,
И.
Билибина.
Сравнение
художественного и живописного текстов.

-

15

6

Планировать работу с произведением в соответствии
с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вcлyx с постепенным переходом на чтение
про себя.
Читать, выражая настроение произведения.
Читать с выражением, опираясь на ритм
произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и
жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице; соотносить
содержание рассказа с пословицей.
Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки,
небылицы, опираясь на опыт создания народного
творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках,
сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить
героя.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределять загадки и пословицы по тематическим
группам.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества
с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки;
перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять
последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от
лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание, делать подписи
под рисунками.
10

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Исправлять допущенные ошибки при повторном
чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно
оценивать свои достижения.
Различать виды устного народного творчества: малые
и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных
песен.
Отличать докучные сказки от других видов сказок,
называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении
сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть виды прикладного искусства.
Использовать чтение про себя для составления
выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замелять темп чтения, соотнося его с
содержанием.
Определять особенности текста волшебных сказок,
называть
волшебные
предметы,
описывать
волшебные события.
Сравнивать содержaние сказок и иллюстрации к ним.
Пересказывать
текст
по
самостоятельно
составленному плату; находить героев, которые
противопоставлены в сказке.
Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать
диалоги.
Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального,
изобразительного искусства.
Люблю природу русскую. Осень
Осознанное чтение произведения. Пересказ текста.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного
произведения.
Декламация
(чтение
наизусть)

-

8

8

Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворение, передавая с помощью
интонации настроение поэта, сравнивать стихи
разных
поэтов
на
одну
тему;
выбирать
11

понравившиеся, объяснять свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический текст.
Сравнивать их.
Сравнивать
художественный
и
научнопознавательный текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом
тексте.
Придумывать собственные сравнения.
Слyшать звуки осени, переданные в лирическом
тексте;
сравнивать
звуки,
описанные
в
художественном
тексте,
с
музыкальным
произведением;
подбирать
музыкальное
сопровождение к стихотворному тексту.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с
помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного
текста.
Находить
средства
художественной
выразительности, подбирать свои собственные
придуманные слова, создавать с помощью слова
собственные картины.
Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном
чтении.
Контролировать
себя
в
процессе
чтения,
самостоятельно оценивать свои достижения.

стихотворных произведений. Создание небольших
письменных ответов на поставленный вопрос по
прочитанному
(прослушанному)
произведению.
Произведения о природе. Связь произведений
литературы с другими видами искусств.

Русские писатели
Произведения выдающегося представителя русской
литературы А. С. Пушкина. Олицетворение в стихах
А. С. Пушкина о зиме. Народная мораль в сказке А.
С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Победа
добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о

-

14

19

Прогнозировать содержание раздела.
Читать произведения вcлyx с постепенным
переходом на чтение про себя, называть волшебные
события и предметы в сказках.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
12

рыбаке и рыбке». Рассказ и мораль в басне И. А.
Крылова «Лебедь, рак и щука». Произведения о
взаимоотношениях людей.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. А. С. Пушкин. Подготовка
сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С.
Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение
стихотворения.
Средства
художественной
выразительности (эпитет, сравнение). Звукопись, её
выразительное значение. Приём контраста как
средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...».
Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение
народной и литературной сказок. Особенности
волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки
И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов.
Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе
статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный
портрет И. А. Крылову. Басни И.А.Kpыловa. Мораль
басен. Нравственный урок читателю. Герои басни.
Характеристика героев на основе их поступков.
Инсценировка басни. М. Ю. Лермонтов. Статья В.
Воскобойникова.

Знать особенности басенного текста.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Характеризоватъ героев басни с опорой на текст.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления
допущенных ошибок.
Выбирать книги по авторам и по темам.
Пользоваться
тематической
картотекой
для
ориентировки в доступном кругу чтения.
Участвовать в проекте, распределять роли, находить
нужную информацию, представлять эту информацию
в группе.
Планировать работу на уроке, выбирать виды
деятельности.
Понимать содержание прочитанного, высказывать
своё отношение.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного
текста.
Находить средства художественной выразительности
в лирическом тексте (эпитеты, сравнения).
Использовать
средства
художественной
выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной
сказки.
Сравнивать произведение живописи и произведение
литературы.

Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические
стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор
музыкального
сопровождения
к
лирическому
стихотворению. Сравнение лирического текста и
произведения живописи. Л. Н. Толстой. Детство Л. Н.
Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка
сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы
13

Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа.
Составление различных вариантов плана. Сравнение
рассказов (тема, главная мысль, события, герои).
Рассказ-описание.
Особенности
прозаического
лирического текста. Средства художественной
выразительности в прозаическом тексте. Текстрассуждение. Сравнение текста-рассуждения и
текста-описания. Оценка достижений
О братьях наших меньших

Произведения о природе. Точность и объективность
создания картины природы в рассказе «Музыкант». В.
Бианки «Сова». Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи
о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И.
Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения.
Настроение стихотворения. Приёмы сказочного
текста в стихотворении. Герой стихотворения.
Характер героев. Рифма. Научно-попyлярный текст
Н. Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.
Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа.
Нравственный смысл поступков.

-

12

-

Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, выбирать виды
деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать
художественный
и
научнопознавательный тексты.
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть
красоту
природу,
изображённую
в
художественных произведениях.
Определять героев произведения; характеризовать
их.
Выражать своё собственное отношение к героям,
давать нравственную оценку поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления
допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения на основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и по авторам.
Пользоваться тематической картотекой.
14

Из детских журналов
Выразительное чтение, использование интонаций,
соответствующих
смыслу текста.
Построение
небольшого монологического высказывания о
произведении (героях, событиях). Знакомство с
произведениями о приключениях. Работа над
пониманием
содержания
литературного
произведения: тема, главная мысль (идея), события,
их последовательность.
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые
детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев
«Проговорился».
«Воспитатели».
Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер
«Вредные советы». «Как получаются легенды».
Создание собственного сборника добрых советов. Что
такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего
дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи».
Выразительное чтение. Оценка достижений.

-

9

4

Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Воспринимать на слyх прочитанное.
Отличать журнал от книги. Ориентироваться в
журнале.
Находить интересные и нужные статьи в жyрнале.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский
журнал»;
распределять
роли;
находить
и
обрабатывать информацию в соответствии с
заявленной темой.
Создавать собственный журнал устно, описывать его
оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского
журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского
журнала.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи для
детского жyрналa.
Планировать возможный вариант исправлений
допущенных ошибок
Оценивать свои достижения.
Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по
выбранной теме.
Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в
словосочетания.
Использовать приём увеличения темпа чтения
«чтение в темпе разговорной речи».
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию
журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов
15

свои произведения (советы, легенды).
Люблю природу русскую. Зима

-

9

5

Прогнозировать содержaние раздела. Рассматривать
сборники стихов, определять их содержание по
названию сборника.
Соотносить загадки и отгадки.
Читать
выразительно,
оценивая
настроение
стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Соотносить
пословицы
с
главной
мыслью
произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну
тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с
опорой на текст стихотворения.
Подбирать музыкальное сопровождение к текстам;
придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать
стихи наизусть.
Понимать особенности были и сказочного текста.

Произведения Ф. Тютчева о природе, зимнем времени
года. Работа с иллюстрациями, музыкальными
произведениями и содержанием стихотворения в
комплексе;
выявление
связи
произведений
литературы с другими видами искусств. Создание
устного сочинения повествовательного характера с
элементами рассуждения и описания. Поэтическое
изображение зимы.

Писатели детям
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. К. Чуковский. Сказки.
«Путаница».
«Радость».
«Федорино
горе».
Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи
как средство создания образа. Авторское отношение к
изображаемому. Чтение по ролям. С. Я. Маршак.
Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».
Соотнесение смысла пословицы с содержанием
стихотворения. С. В.Михалков «Мой ceкpeт», «Сила
воли». «Мой щенок». Эпическое стихотворение.
Заголовок. Содержание произведения. Деление текста
на части. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок

-

17

-

Прогнозировать содержание раздела.
Читать
выразительно,
оценивая
настроение
стихотворения.
Воспринимать на cлух художественный текст.
Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием
произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов на
основе словаря учебника и толкового словаря.
Определять
особенности
юмористического
произведения; характеризовать героя, используя
слова-антонимы.
16

Находить слова, которые с помощью звука помогают
представить образ героя произведения.
Рассказывать о героях, отражая собственное
отношение
к
ним;
выразительно
читать
юмористические эпизоды из произведения.
Составлять план произведения, пересказывать текст
подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного
планa, высказывать своё мнение.
Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль,
оценивать своё чтение.

стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись
как средство создания образа. Выразительное чтение
стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические
рассказы для детей. Герои юмористического рассказа.
Авторское отношение к ним. Составление планa
текста.
Подробный
пересказ
на
основе
самостоятельно составленного плана. Подробный
пересказ на основе картинного плана.
Я и мои друзья

-

10

-

-

Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение
личного отношения к прочитанному, аргументация
своей позиции с привлечением текста произведения.
Понимание содержания литературного произведения:
тема, главная мысль (идея), события, их
последовательность. Герои произведения.
Люблю природу русскую. Весна
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.
Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних
загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А.
Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е.
Благининой,
Э.
Мошковской.
Настроение
стихотворений. Приём контраста в создании картин
зимы и весны. Слово как средство создание весенней
картины природы, Звукопись.

Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки
при повторном чтении текста.
Объяснять нравственный смысл рассказа.
Объяснять и понимать поступки героев.
Понимать авторское отношение к героям.
Составлять план рассказа; пересказывать по плану.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
-

9

4

Прогнозировать
содержание
раздела.
Читать
стихотворения и загадки с выражением, передавать
настроение с помощью интонации, темпа чтения,
силы голоса.
Наблюдать за жизнью слова.
Отгадывать загадки.
Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных
слов прочитанных загадок.
Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые помогают
представить героев.
Объяснять отдельные вырaжения в лирическом
тексте.
17

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.
Придумывать
самостоятельно
вопросы
стихотворению.
И в шутку и всерьез

-

14

-

Понимать
особенности
юмористического
произведения.
Анализировать заголовок произведения
Сравнивать героев произведения, характеризовать их
поступки, используя слова с противоположным
значением.
Восстанавливать последовательность событий на
основе вопросов.
Пересказывать подробно на основе вопросов
учебника; выразительно читать отрывки из них.
Инсценировать
стихотворение
и
фрагменты
рассказов.
Пересказывать весёлые рассказы.
Придумывать собственные весёлые истории.

Герои произведения. Построение небольшого
монологического высказывания о произведении
(героях, событиях). Пересказ текста. Произведения о
детях. Содержание литературного произведения,
тема, главная мысль. Весёлые рассказы для детей Э.
Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических
рассказов.
Особое
отношение
к
героям
юмористического
текста.
Восстановление
последовательности текста на основе вопросов.
Составление плана. Пересказ текста на основе
вопросов. Оценка планируемых достижений.
Литература зарубежных стран
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставки книг. Американские,
английские, французские, немецкие народные
песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л.
Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».
Герои зарубежных сказок. Сравнение героев
зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ:
дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен
«Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый
Персей. Отражение мифологических представлений
людей
в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их
подвиги. Пересказ. Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

к

-

12

9

19
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу
для самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение.
Сравнивать песенки разных народов с русскими
песенками, находить общее и различия, объяснять
значение незнакомых слов.
Определять героев произведений.
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями
русских сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения.
Придумывать окончание сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных
стран.
18

Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к
сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.
оценка достижений.
ДЖ. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое
развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои
приключенческой литературы. Особенности их
характеров. Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Авторская
сказка.
Рассказ
о
Русалочке.
Марк
Твен
«Приключения
Тома
Сойера».
Особенности
повествования. Герои приключенческой литературы.
Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В
Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка
достижений.

Составлять
план
сказки,
определять
последовательность событий.
Пересказывать
подробно
сказку
на
основе
составленного плана, называть волшебные события и
предметы в сказке.
Участвовать в проектной деятельности. Создавать
свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных
писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной
и домашней библиотеках; составлять списки книг для
чтения летом (с учителем).
Находить в мифологическом тексте эпизоды,
рассказывающие о представлениях древних людей о
мире.
Составлять рассказ о творчестве писателей (с
помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью
учителя).
Подбирать книги по рекомендованному списку и
собственному выбору; записывать названия и
авторов произведений, прочитанных летом.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных
писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Подготовить к выставке книги зарубежных
писателей.
Пересказывать самые интересные эпизоды из
произведений от лица героев произведений
Составлять рассказ о герое, используя авторский
текст.
Пользоваться списком рекомендованной литературы
для выбора книги.
19

Поэтическая тетрадь
Русские поэты XIX - XX веков. Ф. И. Тютчев
«Весенняя
гроза».
«Листья».
Звукопись,
её
художественно
-выразительное
значение.
Олицетворение
средство
художественной
выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём
расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянька из окошка...». «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Картины природы. Эпитеты - слова, рисующие
картины
природы.
Выразительное
чтение
стихотворения. И. С. Никитин «Полно, степь моя...».
«Встреча
зимы».
Заголовок
стихотворения.
Подвижные картины природы. Олицетворение как
приём создание картины природы. Подготовка
сценария утренника «Первый снег». И.З.Суриков
«Детство». «Зима». Сравнение как средство создания
картины природы в лирическом стихотворении.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о
природе. Настроение стихотворений. Картины
природы. Средства художественной выразительности.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка
Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.
Выразительное чтение стихотворений. К. Щ.
Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение
стихотворений. Создание словесных картин. Оценка
достижений.
Саша Черный. Стихи о животных. Средства
художественной выразительности для создания
образа. Сравнение стихотворений разных авторов на
одну и ту же тему. С.А.Есенин. Выразительное
чтение стихотворения. Средства художественной
выразительности для создания картин цветущей
черемухи.

-

-

6

14
Наблюдать за повторением ударных и безударных
слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся
слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения
(выразить радость, удивление, определить силу
голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные
средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг
другу, работая в паре, самостоятельно оценивать
свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать
стихи на слух.
Читать
стихотворение,
выражая
авторское
настроение.
Сравнивать текст-описание и текст-повествование.
Следить за выражением и развитием чувства в
лирическом произведении.
Создавать
словесные
картины
по
тексту
стихотворении.
Находить среди стихотворений произведение с
использованием текста-повествования.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора и
своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержaние;
высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной
выразительности:
олицетворении,
эпитеты,
сравнения.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре.
Сравнивать стихотворения разных поэтов.
20

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой
поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное
чтение.
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное
чтение. С.В.Михалков «Елки». Выразительное
чтение. Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Выразительное чтение.
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...». «Как
неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной
выразительности для создания картины природы.
Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение
особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет
«Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в
лирическом стихотворении. Ритм стихотворения.
Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.
Е.А.Баратынский. «Весна, весна, как воздух чист!».
Передача настроения и чувства в стихотворении.
А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.
И.С Никитин «В синем небе плывут над полями...».
Изменение картин природы в стихотворении.
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние cyмepки...»
Выразительное чтение. И.А.Бунин «Листопад».
Картина осени в cтихax. И.А.Бунина. Слово как
средство
художественной
выразительности.
Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.
В.Я.Брюсов «Опять сон». «Детская». С.А.Есенин
«Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие
чувства в лирическом стихотворении. Выразительное
чтение. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».
«Наши царства». Тема детства.
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в
лирическом произведении Б. Пастернака. Д.Б.Кедрин
«Бабье лето». С. Д. Клычков. Картины весны и лета в
их
произведениях.
Н.М.Рубцов
«Сентябрь».
Изображение природы в сентябре в лирическом
произведении. Средства

Определять
тему,
объединяющую
разные
произведения поэтического творчества.
Рассказывать об эпизодах из своего детства.
Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым
стихотворением.
Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать
за
особенностями
оформления
стихотворной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения не основе диагностической работы,
представленной в учебнике.

21

художественной
выразительности.
С.А.Есенин
«Лебёдушка». Мотивы народного творчества в
авторском произведении.
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение
литературной и народной сказок. Герои сказок.
Характеристика героев сказок. Нравственный смысл
сказки. В. М.Гаршин «Лягушка-пyтешественница».
Герои сказки. Характеристика героев сказки.
Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович». Сравнение народной и
литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев
сказки. Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности
данного литературного жанра. Заглавие и главные
герои литературной сказки. Деление текста на части.
Составление плана сказки. Подробный пересказ.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности
данного литературного жанра. Сказка или рассказ.
Текст-описание в содержании художественного
произведения. Герои литературного текста. Главная
мысль произведения. П.П.Бажов «Серебряное
копытце». Мотивы народных сказок в авторском
тексте.
Заглавие.
Герои
художественного
произведения. Авторское
отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков
«Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в
литературном
тексте.
Заглавие.
Герои
художественного текста. Деление текста на
части. Составление плана. Выборочный пересказ
сказки. Словесное иллюстрирование.

-

-

7

13
Давать характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль
рассказа.
Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст
по планy.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной
мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни, выделять мораль
басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их
поступков.
Инсценировать басню.
Различать в басне изображённые события и
замаскированный, скрытый смысл.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы
выразительного чтения при перечитывании сказки.
Cpaвнивать содержание литературной и народной
сказок; определять нравственный смысл сказки.
Сравнпвать
героев
в
литературной
сказке,
характеризовать их, используя тест сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать сказку в лицах.
Придумывать свой вариант сказки, используя
литературные приёмы.
Составлять рекомендованный список литeратуры.

22

Были – небылицы

-

-

10

Прогнозировать содержание раздела. Определять
особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам
героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности
в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказов.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Определять характеристики героев произведения с
опорой на текст.
Рассказывать о прочитанных книгах.
Самостоятельно придумывать сказочные и реальные
истории.
Находить
в
тексте
слова
и
выражения,
подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. М. Горький «Слyчай с
Евсейкой». Приём сравнения - основной приём
описания подводного царства. Творческий пересказ:
сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей».
Определение
жанра
произведения.
Герои
произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн
«Слон».
Основные
события
произведения.
Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Оценка достижений.

Люби живое
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина».
Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль
текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему
произведение так называется? Определение жанра
произведения. Листопадничек – главный герой
произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ:
дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька
провинилась». «Еще про мальку». Озаглавливание
текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки
«Мышонок Пик». Составление плана на основе
названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев

-

-

11

Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу с произведением на уроке, используя
условные обозначения.
Читать и воспринимать на слух произведения.
Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении
слова-определения, характеризующие его поступки и
характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с
рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана.
Придумывать свои рассказы о животных.
23

«Капалуха». Герои произведения. В.Ю.Драгунский
«Он живой и светится». Нравственный смыл рассказа.
Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Проверять составленный план, сверяя его с текстом,
и самостоятельно оценивать свои достижения.
-

-

9

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять
смысл,
название
темы;
подбирать
книги,
соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с
использованием условных обозначений.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая
содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения;
определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать
особенности
юмористических
произведений; выделять эпизоды, которые вызывают
смех; определять отношение автора к событиям и
героям.
Придумывать
самостоятельно
юмористические
рассказы о жизни детей.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка
произведения. Соотнесение пословицы и содержания
произведения. А.П.Платонов «Цветок на земле».
«Ещё мама».Герои рассказа. Особенности речи
героев. Чтение по ролям. М.М.Зощенко «Золотые
словa». «Великие путешественники». Смысл названия
рассказа. Особенности юмористического рассказа.
Главная мысль произведения. Восстановление
порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача».
«Телефон».
«Друг
детства».
Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка.
Сборник юмористических рассказов Н. Носова.
Оценка достижений.

Летописи, былины, жития
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержaния раздела. Из летописи: «И повесил Олег
щит свой на вратах Царьграда». События летописи –
основные события Древней Руси. Сравнение текста
летописи и исторических источников. Из летописи:
«И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник
исторических фактов, Сравнение текста летописи с
текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем
Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три
поездочки».
Сказочный
характер
былины.

-

-

-

9
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке.
Понимать ценность и значимость литературы для
сохранения русской культуры.
Читать отрывки из древнерусских летописей,
былины, жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные о различных
исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с художественным
текстом.
24

Сравнивать поэтический и прозаический текст
былины.
Пересказывать былинy от лица её героя.
Определять героя былины и характеризовать его с
опорой на текст.
Сравнивать былины и волшебные сказки.
Находить в тексте слова, описывающие внешний вид
героя, его характер и поступки.
Составлять рассказ по репродукции картин
известных художников.
Описывать скульптурный памятник известному
человеку.
Находить информацию об интересных фактах из
жизни святого человека.
Описывать характер человека; высказывать своё
отношение.
Рассказать об известном историческом событии на
основе опорных слов и других источников
информации.
Участвовать в проектной деятельности.
Составлять летопись современных вaжных событий
(с помощью (учителя).
Договариваться друг с другом; принимать позицию
собеседника, проявлять к нему внимание.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижение при работе с текстом, используя
обобщающие вопросы учебника.

Прозаический
текст
былины
в
пересказе
Н.Карнауховой.
Сравнение
поэтическою
и
прозаического текстов. Герой былины - защитник
государства Российского. Картина В. Васнецова
«Богатыри». Сергий Радонежский - святой земли
русской.
В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.
Житие Сергия Радонежского. .Щетство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на
Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

Чудесный мир классики
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. П.П.Ершов «Конёк-горбунок».
Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы
народной
сказки
в
литературной.
События
литературной сказки. Герои сказки. Младший брат
Иван - настоящий герой сказки. Характеристика
героя. Сравнение словесного и изобразительного

-

-

-

17
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение; читать текст в темпе разговорной
речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в сказке.
Сравнивать начало и конец сказки.
25

Составлять самостоятельно план.
Пересказывать большие по объёму произведения.
Понимать позицию писателя, его отношение к
окружающему миру, своим героям.
Характеризовать героев разных жанров.
Сравнивать
произведения
разных
жанров.
Сравнивать
произведения
словесного
и
изобразительного искусства.
Наблюдать за выразительностью литературного
языка в произведениях лучших русских писателей.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его
советам и героям произведений.
Высказывать суждение о значении произведений
русских классиков для России и русской культуры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения на основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Определять
средства
художественной
выразительности в лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Определять самостоятельно интонацию, которая
больше всего соответствует содержанию лирического
произведения.
Определять по тексту, как отрaжаются переживания
автора в его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают они с
собственными,
личными
переживаниями
и
отношениями к жизни, природе, людям.
Высказывать своё мнение о герое стихотворных
произведений; определять, принадлежат ли мысли,
чувства, настроение только автору, или они
выражают личные чувства других людей.
Читать стихи выразительно, передавая изменения в
настроении, вырaженные автором.
Самостоятельно оценивать своё чтение.

искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча».
«Унылая пора! очей очарованье...». Авторское
отношение
к
изображаемому.
Интонация
стихотворения. Сравнение произведений словесного
и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» мотивы народной сказки в литературной. Герои
эстонской сказки. Характеристика героев сказки,
отношение к ним. Деление сказки на части.
Составление плана. Пересказ основных эпизодов
сказки. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины
природы в стихотворении. Выразительное чтение.
«Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов
русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки.
Характеристика
героев,
отношение
к
ним.
Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер
главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как
мужик камень убрал». Особенности басни. Главная
мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия
рассказа. Главные герои рассказа - герои своего
времени. Характер героев художественного текста.
Оценка достижений.

Делу время – потехе сейчас

-

-

-

6
26

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять
смысл пословицы, определяющей тему раздела.
Воспринимать
на
cлyx
художественное
произведение. Читать без ошибок в темпе
разговорной речи.
Определять нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать заголовок произведения, соотносить
его с темой и главной мыслью произведения.
Определять прямое и переносное значение слов.
Понимать, как поступки характеризуют героев
произведения; определять их нравственный смысл.
Инсценировать произведения, распределяя роли,
выбирать режиссёра.
Пересказывать текст от лица автора или одного из
героев.
Узнавать, что произведения могут рассказать о своём
авторе.
Находить необходимую информацию в справочной
литературе для подготовки сообщения о творчестве
изучаемого писателя.
Готовить сообщение о писателе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские
произведения.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения. Инсценирование
произведения. В.Ю.Драгунский «Главные реки».
«Что любит Мишка». Особенности юмористического
текста. Авторское отношение к изображаемому.
Пересказ текста от лица героев. Юмористические
рассказы В. Ю. Драгунского. В.В.Голявкин «Никакой
я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои
произведения.
Инсценирование
произведения.
Оценка достижений.

Страна детства
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил
человечков». Особенности развития сюжета. Герой
произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми
шишками».
Особенности
развития
событий:
выстраивание их в тексте. Герои произведения.
Музыкальное сопровождение произведения. М. М.

-

-

-

7
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке.
Подбирать книги по теме, рассказывать об их
содержании.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение, читать выразительно диалоги.
Находить смешные эпизоды из юмористических
27

рассказов; определять отношение автора к героям.
Определять, что важное и серьёзное скрывается за
усмешкой автора.
Анализировать возможные заголовки произведений.
Использовать в своей речи средства художественной
выразительности (сравнения, эпитеты).
Придумывать
музыкальное
сопровождение
к
прозаическому тексту.
Составлять план текста.
Пересказывать текст на основе плана.
Придумывать смешные рассказы о школьной жизни,
не обижая своих друзей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.

Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление
плана. Пересказ. Оценка достижений.

Природа и мы
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания
раздела.
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Приёмыш».
Анализ
заголовка.
Подготовка
выборочного пересказа. Отношение человека к
природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулькa». Герои
произведения
о
животных.
Поступок
как
характеристика героя произведения. М.М.Пришвин
«Выскочка». Анализ заголовка, герои произведения.
Характеристика
героя
на
основе
поступка.
Е.И.Чарушин
«Кабан».
Герои
произведения.
Характеристика героев на основе их поступков.
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
Деление текста на части Составление плана.
Выборочный пересказ.

-

-

-

11
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение; высказывать своё мнение.
Читать текст вслух и про себя, понимать смысл
прочитанного.
Анализировать заголовок произведения.
Характеризовать героя произведения на основе
поступка.
Определять отношение автора к героям на основе
текста.
Наблюдать, как авторы передают красоту природы с
помощью слова.
Объяснять нравственный смысл рассказа.
Определять тему, которая объединяет рассказы в
разделе, формулировать основную мысль темы.
Делить текст на части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Находить необходимую информацию в разных
источниках для подготовки выступления по теме.
28

Составлять
самостоятельно
текст
для
энциклопедического словаря.
Читать выразительно диалоги из текста.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Родина

-

Знакомство с названием раздела. Подбирать книги по
теме. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в
поэтическом тексте. Воспринимать на слух
художественное произведение. Ритм стихотворения.
С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к
изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское
отношение к изображаемому. Поэтический вечер.

-

-

5
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке, подбирать книги по теме.
Читать стихи выразительно, передавая чувство
гордости за своих предков.
Понимать особенности поэтического текста.
Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные
произведения.
Предполагать содержание произведения по его
названию.
Участвовать в работе группы, читать cтихи друг
другу.
Писать сценарий поэтического вечера.
Составлять рассказы о Родине, передавая свои
чувства, своё отношение к Родине.
Участвовать в проекте: распределять роли, находить
нужную
информацию,
представлять
её
в
соответствии с заданной тематикой.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.

29

Материально-техническое обеспечение

30

№ п/п

Наименование
обеспечения

объектов

и

средств

материально-технического

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное
чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
УЧЕБНИКИ

2
3
4
5

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.

6

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

7

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

8

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

9

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

11

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

12

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

13

Климанова Л.Ф. Уроки
разработки. 1 класс.

14

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения.
Поурочные разработки. 2 класс.
Уроки

15

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

Уроки

16

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

17
18

литературного

чтения.

Поурочные

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
определённой в примерной программе по литературному чтению (в
том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с
программой по литературному чтению (в том числе в цифровой
форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты
поэтов и писателей.

31

Перечень обязательных контрольных работ
1-й класс
В 1-м классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего
смысла читаемого текста; понимание значения отдельных слов и предложений.
2-й класс
Во 2-м классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и
словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста; умение
использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие
характерные особенности героев.
3-й класс
В 3-м классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами
основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста;
проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и
стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
ударений, интонационного рисунка.
4-й класс
В 4-м классе проверяется умение читать словосочетаниями и синтагмами; осмысление
текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и
неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств
выразительности в зависимости от характера произведения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 -й класс
В конце первого года обучения учащиеся должны уметь:
 осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения ориентировочно 30-40 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения
отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;
 ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
 понимать фактическое содержание текста;
 отвечать на вопросы по содержанию, находить в тексте предложения, подтверждающие
устное высказывание;
 выделять события, видеть их последовательность в произведении;
 подробно пересказывать небольшие по объему тексты (с отчетливо выраженным
сюжетом);
 раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками
рассказа;
 выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
2-й класс
В коне второго года обучения учащиеся должны уметь:
осознанно читать вслух (темп чтения - ориентировочно не менее 50 слов в минуту) или
"про себя" (ориентировочно 55-65 слов в минуту
 находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
 делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план
произведения;
 выделять главную мысль прочитанного произведения;
 определять тему произведения;
 сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
 отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
 составлять описание природы, предметов;
 пересказывать текст подробно и выборочно;
32

 высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
 выразительно читать диалоги, читать по ролям;
 итать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
 различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию,
аннотацию.
3-й класс
В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь:
 читать вслух ориентировочно 70-75 слов в минуту, "про себя"- на 15-20 слов больше;
 менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
 ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
 пересказывать текст кратко и с творческой обработкой;
 различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ,
басню, рассказ;
 объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную
оценку;
 передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое
внутреннее видение картины, нарисованной автором;
 читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
 приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
 различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
4-й класс
В конце четвертого года обучения учащиеся должны знать:
названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений писателей-классиков;
наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
не менее 6-7 народных сказок (уметь пересказывать их);
более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (понимать смысл, объяснять, в какой
жизненной ситуации можно употребить каждое из них).
В конце четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
 читать осознанно, бегло, правильно и выразительно целыми словами при темпе
громкого чтения не менее 90 слов в минуту, при ведущем чтении "про себя" с более
высоким темпом (115-120 слов в минуту);
 передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного,
творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
 понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно),
уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять
главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
 составлять план (полный, краткий, картинный) к прочитанному тексту;
 вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
 выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
 самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
 полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого
учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро
схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ,
какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
33

 давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного
задания.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью: осознанное чтение в определенном темпе (вслух и "про себя");
выразительность чтения; пересказ текста; заучивание стихотворения, прозаического
произведения наизусть.
При проверке умения пересказывать текст особое внимание уделяется
правильнойпередаче основного содержания, последовательности и полноте развития
сюжета, выразительной характеристике образов. Кроме техники чтения учитель
контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение
ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей,
знание детских писателей и поэтов и их жанровых приоритетов (писал сказки, стихи о
природе и т. п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны
и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для
этого целесообразно использовать и тестовые задания типа "закончи предложение",
"найди правильный ответ", "найди ошибку" и т. п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
подсчитывается количество слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят
как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель после
чтения задает вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или
группами. Для проверки учитель заготавливает и раздает каждому ученику
индивидуальные карточки. Задания на карточках могут быть как общими, так и
дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель
пользуется соответствующей схемой.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки
Ошибки:
• искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
• неправильная постановка ударений (более двух);
• чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
• непонимание общего смысла прочитанного за установленное время;
• неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
• неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
• нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
• нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
34

• не более двух неправильных ударений;
• отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
• осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
• неточная формулировка основной мысли произведения;
• нецелесообразное использование средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».