Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010 г. N ИК-149419 О введении третьего часа физической культуры

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010 г. N ИК-1494/19
"О введении третьего часа физической культуры"
ГАРАНТ:

О введении третьего часа физической культуры см. также письмо Минобрнауки
России от 28 декабря 2011 г. N 19-337
Минобрнауки России направляет для использования в работе приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889
"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российский Федерации, реализующих программы общего образования" и
методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений
Российской Федерации.
Заместитель Министра

И.И. Калина
Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 8 октября 2010 г. N ИК-1494/19

Методические рекомендации
о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной
нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской
Федерации
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования" в объем недельной учебной
нагрузки
общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической
культуры.
Введение
третьего
часа
физической
культуры
в
учебные
планы
общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью
повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников,
укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся,
развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности,
привития навыков здорового образа жизни.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения
подходов к разработке содержания третьего часа физической культуры в
общеобразовательных учреждениях на основании нормативных правовых актов,

регулирующих вопросы преподавания учебного предмета "Физическая культура" в
общеобразовательных учреждениях.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных
занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса,
ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего
часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми
образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального
государственного образовательного стандарта общего образования и примерных
основных образовательных программ.
1. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час
физической культуры, целесообразно учитывать:
1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его
климатические и географические условия.
1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и
физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и
спорта.
1.3. Основные направления развития физической культуры:
1.3.1. Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное
укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и
способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости:
на ступени начального общего образования - формирование элементарных
знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями;
на ступени основного общего образования - воспитание привычки к
самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) использование
различных
видов
физических
упражнений
с
целью
самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации
индивидуального двигательного режима.
1.3.2. Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением
обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего
образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных
образовательной программой основного и среднего (полного) образования по
физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних
олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном
учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в
соревновательную деятельность, а использовать их в организации активного отдыха и
досуга.
1.3.3. Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и
углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих
примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования:
на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения,
подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по
упрощенным правилам;
на ступени основного общего образования - овладение обучающимися (основами
технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов
спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования
по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних

олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном
учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического
воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика,
фитнес (девушки) и др.).
В общеразвивающем направлении особое место рекомендуется уделять
обучению плаванию (при наличии в общеобразовательных учреждениях бассейнов или
возможности использовать для этого близлежащие спортивные сооружения).
При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая
культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в
зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и
специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября
2003 г. N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической
культурой").
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной
медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать
специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать
физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости
организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для
занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний, и ориентироваться на
укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической
подготовленности.
2. При организации, планировании и проведении третьего часа физической
культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:
в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные
площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;
использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного
образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов,
находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки
России от 7 сентября 2010 г. N ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября
2010 г. N ЮH-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных
объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков
физической культуры и внешкольной спортивной работы);
активно привлекать к проведению третьего часа, особенно если он проводится по
программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и
тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей
спортивной направленности; оплата труда педагогических работников за проведение
третьего часа осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
активно использовать инновационные методики и технологии физического
воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы
обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие
творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в
общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

3. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с
учетом внедрения третьего часа, общеобразовательным учреждениям не
рекомендуется:
сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев,
связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения
(например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);
заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности,
занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями ("Спортивный час",
"Час здоровья" и пр.);
планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных
занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности
обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с
обучающимися на ступени начального общего образования).
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования, необходимо дать разъяснения
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в
сфере образования, общеобразовательным учреждениям по введению третьего часа
физической культуры за счет переноса одного часа из регионального
(национально-регионального) компонента в федеральный компонент путем внесения
изменений в региональный учебный план и учебные планы общеобразовательных
учреждений.
Директор
Департамента развития системы
физкультурно-спортивного воспитания
Министерства образования
и науки Российской Федерации

А.Т. Паршиков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».