Приложение №__1__к адаптированной
основной общеобразовательной программе
начального общего образования муниципального
общеобразовательного учреждения
«Заклинская средняя общеобразовательная школа»,
принята на заседании педагогического совета
протокол от 28.08.2020 №1,
утверждено приказом от 28.08.2020 №201
Адаптированная рабочая программа
по математике
для обучающихся по АООП НОО
(ОВЗ вариант 7.2)
4 класс УМК «Школа России»
Составители: МО учителей начальных классов
2021 – 2022 учебный год.
д. Заклинье Лужского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для обучающихся по АООП НОО (ОВЗ
вариант 7.2)(пролонгация 4 класса) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре
АООП, условиям ее реализации и результатам освоения.
Рабочая программа по математике для обучающихся по АООП НОО (ОВЗ вариант 7.2)
разработана на основе документов современного Российского Образования:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г.№1598)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Устав МОУ «Заклинская средняя школа».
Рабочая программа по математике для обучающихся по АООП НОО (ОВЗ вариант
7.2) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа России", а именно
авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.
Степановой. Учебник «Математика» Москва «Просвещение» 2015 г.
Содержание курса обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении,
соответствует основной общеобразовательной программе, но в увеличенном формате(т.е.
рассчитана на 4 часа в неделю, 34 учебные недели, 136 часов в первый год и столько же
часов в предыдущий пролонгации год) и предполагает освоение базового минимума
содержания программы по предмету.
Количество часов в
неделю / год
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемого участниками образовательного
процесса, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение
математики, с целью формирования функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности.
Классы
4
Итого
Всего:
Обязательная часть учебного плана
3/102
3/102
1/34
1/34
4/136
4/136
Часть учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса
Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим
формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Общая цель изучения предмета «Математика» – формирование базовых математических
знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне
программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические
задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и формирование произвольной регуляции деятельности.
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,
планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо
для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое
необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний,
умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и
автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные
трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у
школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным
содержанием вызывает трудности по разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие
школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете,
усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается
недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно
влияет на мотивацию к учебной деятельности.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна
осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности,
использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в
графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном
формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в
громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних
развернутых действий.
В ходе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход к младшим
школьникам с ОВЗ. Обучающиеся, обнаруживающие относительно большую успешность
при изучении материала, выполняют дополнительные индивидуальные задания. В свою
очередь, школьники, испытывающие значительные трудности, могут получать
необходимую помощь на психокоррекционных занятиях. Коррекционно-развивающее
значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной
компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов
необходимого количества и пр.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет
наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим
параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве
средств выступают символические обозначения количества предметов, условия
задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса
математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м
классах является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы
к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в
натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется
каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в
записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх
классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том,
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина,
масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между
величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность
труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в
пределах 100, и письменные вычисления, в остальных случаях, выполнять проверку
правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий,
отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество,
стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных
направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом
(с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих
до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения
действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая
анализ и проверку своих действий;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной
при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения,
вычитания, умножения, деления при
решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b; a · x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять,
как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от
изменения одной из компонентов
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и
равносторонний треугольники; - строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная,
многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник,
прямоугольник (квадратугол, круг, окружность (центр, радиус).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Умножение и деление (114 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму,
деления
суммы
на
число,
умножения
и
деления
числа
на
произведение;взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18
= 270- 50, 360 :х– 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами
действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение
и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное
умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и
деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость,
время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и
др.).
Итоговое повторение (22 ч)
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение
величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимость (литр), времени
(секунда, минута, час). Соотношение между единицами измерения однородных величин .
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).Сложение, вычитание,
умножение, деление. Название компонентов арифметических действий, знаки действий.
Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием,
умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в
числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка
и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и
разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Умножения, деления
многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное
действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.
Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше в …».
Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения. Работы, куплипродажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность, количество
товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого, и целого по его доле.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
№ Наименования разделов
1
2
Умножение и деление
Итоговое повторение
ИТОГО
Количество
часов
114
22
136